
Родителям о деструктивном поведении подростков
Деструктивное поведение - разрушительное поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, приводящее к нарушению качества жизни человека, действия (словесные или практические), направленные на разрушение чего бы то ни было: настроения, успеха, здоровья, физических предметов, своего тела и т.д.
Человека, поведение которого считается разрушительным (деструктивным), отличают следующие черты:
• агрессия и жестокость по отношению к окружающим;
• враждебность при общении;
• склонность разрушать материальные предметы и вещи;
• желание расстроить сложившийся уклад жизни близких ему людей;
• неспособность испытывать эмоции и чувства;
• угроза жизни как чужой, так и собственной. Все начинается в семье и заканчивается школой…
Особенно частым источником деструктивных переживаний являются нарушенные внутрисемейные, внутришкольные или внутригрупповые взаимоотношения. Роль «последней капли» играют школьные ситуации, поскольку школа — это место, где ребенок проводит значительную часть своего времени.
Но причиной является как правило неблагополучие в семье. «Неблагополучие» имеет не внешний, но содержательный характер: в первую очередь нарушены детско-родительские отношения, нет взаимопонимания.
Черты, свидетельствующие о возможных деструктивных настроениях:
• часто бывают нарушения сна или волнообразная усталость.
• соматические признаки тревоги проявляются дрожанием, сухостью губ и учащенным дыханием. боли в голове, боку или животе.
• люди ощущают свою нежеланность, греховность и бесполезность, приходят к заключению, что жизнь не имеет смысла.
Какие действия предпринять родителям:
• как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния - необходимо сразу же, немедленно, помочь ребенку выйти из этого состояния.
• разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. эти беседы обязательно должны быть позитивными.
• не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. можно сравнить только подростка сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего. какие действия предпринять родителям.
• внести разнообразие в обыденную жизнь.
• можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.
• соблюдать режим дня. необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.
• обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.
• оптимизация межличностных отношений в школе (в целях предотвращения случаев оскорбления, унижения, психологического и физического насилия).
• проявлять сочувствие и понимание.
• к проблемам и жалобам ребенка относиться с пониманием и серьезностью.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
Соболевского муниципального райна