preloader

язык

rus eng

ул. Советская, 23 с. Соболево, Камчатский край, 684200

События

Великие имена России. Беринг Витус Йонассен

16.07.2021

Известный мореплаватель, исследователь северо-восточного побережья Азии, Камчатки, морей и земель северной части Тихого океана, руководитель Первой (1725-1730) и Второй (1733-1743) Камчатских экспедиций, капитан-командор (1730).

 Родился Витус Беринг в датском городе Хорсенсе 12 августа 1681 года. Родители его происходили из обедневшего, знатного дворянского рода. Отец работал таможенником.

       Фамилию Беринг унаследовал от матери Анны Педерсдаттер Беринг. От отца Йонасса Свндсена получил второе имя Витус Йонассен.

       Семья Берингов была многодетной. Все детство Витуса прошло среди моряков, с ребятами плавал на самодельных лодках. Вся окружающая обстановка готовила их к морской службе. В возрасте 14 лет, после окончания школы, записался в морской флот в Нидерландах. В 1703 году после окончания лучшей в мире Амстердамской морской кадетской школы, Беринг в звании унтер-лейтенанта (этому званию ближе всего соответствует современное звание мичмана) поступил на русскую службу. Когда Беринг пересекал границу России, он даже не подозревал, что этой земле суждено стать его второй родиной и что его прах будет покоиться в ней…

       В 1704 году прибыл в Россию на Балтийский флот. 23 –летний Беринг назначен на небольшое судно, которое доставляло лес с берегов Невы к острову Котлин, где по приказу Петра создавалась морская крепость Кронштадт, охраняющая молодой Санкт-Петербург. В 1706 году Беринг уже лейтенант и командир дозорного судна в Финском заливе.

       Он обладал незаурядными командирскими качествами: его прямота, неуживчивый характер и конфликты с начальством, привычка резать правду-матку в глаза, отличное знание морского дела, мореходной астрономии, навигации, картографии; исполнительность и честность служили тому, что он был на хорошем счету и высоко ценился Петром I. Беринг прекрасно говорил на русском языке. Он решает навсегда связать свою судьбу с Россией, принимает православную веру и начинает зваться Иваном Ивановичем.

      Беринг продолжает службу в русском военном флоте. Он выполняет важные поручения, лично даваемые российским самодержцем.

      С 1710 года в звании капитан-лейтенанта переведен на Азовский флот. В 1711 году участвовал в Прутском походе Петра I в качестве командира двенадцатипушечной шнявы «Темпляр» (шнява - небольшое парусное торговое или военное судно, распространённое со второй половины XVII в. до начала XIX в. в северных странах Европы и в России).

       На следующий год принял корабль «Рига». В 1712 году переведен на Балтийский флот. В 1715 году Беринг привел в Кронштадт купленный в Гамбурге корабль «Перл» и, вновь построенный в Архангельске, корабль «Селафаил». За это в 1717 г. был произведен в капитаны третьего ранга. В 1718 году он уже капитан второго ранга. Ему доверяют мощные корабли: в 1721 г. – шестидесятипушечный «Мальбург», два года спустя – девяностопушечный корабль «Лесное». После заключения Ништадского мира в 1721 г. многие морские офицеры были награждены. Но о Беринге забыли, и он, обиженный несправедливостью, ушел в отставку. Однако в Данию не уехал, а через пять месяцев обратился к Петру I с просьбой вновь принять его на службу. Его вернули на судно «Лесное» и 5 августа 1724 года произвели в капитаны первого ранга.

       Незадолго до своей смерти Петр I составил инструкцию для Беринга и подписал указ о снаряжении экспедиции. Беринг В. Й. назначается руководителем Первой Камчатской экспедиции (1725-1730 гг.) Это назначение Беринг принял как проявление к нему большого доверия правительства и самого Петра. Пётр дал Берингу поручение: «Плыть возле земли, которая идёт на норд, искать, где оная сошлась с Америкой, и чтобы доехать до какого города европейских владений или, ежели увидят какой корабль европейский, проведать от него, как оный берег называют, и взять на письме (то есть попросить письменное подтверждение), и самим побывать на берегу и взять подлинную ведомость и, составя карту, приезжать сюды».

Помощниками Беринга были лейтенанты А. И. Чириков и М. П. Шпанберг. В состав экспедиции вошло 69 человек различных специальностей: геодезисты, штурманы, корабельных дел мастера.

Первая Камчатская экспедиция выехала из Санкт-Петербурга в начале 1725 года. Еще до прибытия Беринга в Охотск, здесь для экспедиции был выстроен шитик «Фортуна», который торжественно спустили на воду 8 июня 1727 г. На нем перебросили грузы до Камчатки. В Нижнекамчатске было построено другое судно, более вместительное и прочное «Святой Гавриил». Только через три с половиной года после выхода из Петербурга, 14 июля 1728 года, началось историческое плавание вдоль побережья Чукотки, через пролив (ныне Берингов) в Ледовитый океан. Из-за «тумана с мокротью» Беринг не смог увидеть противоположные берега Америки, но посчитал, что основную задачу «инструкции» покойного Петра Первого он выполнил: убедился, что Азия не соединяется с Америкой, и, только после этого, опасаясь надвигающейся зимы, срочно 16 августа повернул на Камчатку. Зимовку провели в Нижнекамчатском остроге. Как только наступило лето, Беринг отправился в Охотск. Попутно обогнул и впервые в истории описал южный берег Камчатки. В марте 1730 года он вместе с лейтенантами А. Чириковым и М. Шпанбергом прибыл в Петербург.

Первая Камчатская экспедиция закончилась. Она внесла важнейший вклад в развитие географических представлений о Северо-Востоке Азии, создала серию географических карт.

     Более двух лет Беринг готовил отчеты, документы, предложения об улучшении жизни народов Сибири, подал в Сенат записку, в которой содержался проект новой экспедиции на восток от Камчатки.

      14 августа 1730 г. Беринг получает звании капитан-командор и в 1733 году назначен руководителем Второй Камчатской экспедиции (1733-1743 г.г).

Вторая Камчатская экспедиция превратилась в грандиозное научное и политическое предприятие, ознаменовавшее целую эпоху в изучение Сибири. В экспедицию входило 7 отдельных отрядов общим количеством в 600 человек. Пять тысяч человек постоянно обеспечивали транспортировку грузов в Тобольск. На половину земного круга по долготе раскинулся район работ Второй Камчатской экспедиции, начальником которой был капитан-командор Беринг.

    4 июня 1741 года началось плавание пакетботов к берегам Америки. В ноябре 1741 года, возвращаясь от вновь открытых американских берегов, пакетбот «Святой Петр», которым командовал Беринг, был выброшен на безлюдный берег, позднее названный его именем.  Во время зимовки командор тяжело заболел и умер. Так, при исполнении служебных обязанностей, погиб российский моряк Витус (Иван Иванович) Беринг. Долгое время место его захоронения было неизвестно. И только через два с половиной века, по инициативе московского клуба «Приключение», советско-датская археологическая экспедиция сумела разыскать утерянную могилу капитан-командора, а специалисты из Института судебной медицины методом пластической реконструкции восстановили его облик, создав скульптурный портрет Беринга.

       На Камчатке хранят память о капитане-командоре В. Й. Беринге. Одна из улиц города носит его имя, в центре города Петропавловска-Камчатского стоит памятник Витусу Берингу, привезенный из Санкт-Петербурга в начале XIX века (скульптор И. Я. Гинзбург). Чугунная плита с надписью в основании памятника гласит: «Основателю Петропавловска в 1740 г. мореплавателю Витусу Берингу».

      В 2016 году в честь открытия Командорских островов на острове Беринга в селе Никольском установлен другой памятник Витусу Берингу – ростовая скульптура, выполненная из бронзы (автор – скульптор И. П. Вьюев). Также названа его именем в селе Никольском гостиница.

      Именем Беринга назван ряд географических объектов: Берингово море, Берингов пролив, остров Беринга, мыс Беринга, ледник Беринга и озеро Витус на Аляске;

      Берингия – биогеографическая область и палеогеографическая страна, связывавшая северо-восточную Азию и северо-западную Северную Америку в четвертичном периоде.

      Имя Витуса Беринга носит Камчатский государственный университет.

31 мая 2019 года имя В. Й.Беринга присвоено международному аэропорту Елизово в Петропавловске-Камчатском.

Материал к публикации подготовлен научным сотрудником музея Н. Синицкой