![logo](/images/cms/thumbs/58e742037d03a2af1d299a31b3987c15b70c1a9d/logo1_1_40_50_png_5_80.png)
Методы вождения маломерных судов в различных условиях обстановки
![Методы вождения маломерных судов в различных условиях обстановки](/images/cms/thumbs/c41ac1bae579e6e4b22c3f343f9646f7fe91e0de/2021060105_cover_360_195_jpg.jpg)
Важным условием безопасности на воде является строгое соблюдение правил катания на лодке:
§ Запрещается управлять лодкой в нетрезвом состоянии;
§ Посадку в лодку производить, осторожно ступая посередине настила;
§ Располагаться в лодке нужно равномерно только на штатных сиденьях;
§ Нельзя садиться на борт лодки, это может привести к её переворачиванию;
§ Меняться местами, переходить из лодки в лодку необходимо без резких движений, только у берега;
§ Нельзя прыгать из лодки на берег или мостик;
§ Нельзя раскачивать лодку и нырять с неё;
§ Запрещается кататься на лодке детям без сопровождения взрослых. Согласно правил плавания на маломерных судах, на каждого ребенка в возрасте до четырнадцати лет в лодке должен находиться один взрослый;
§ Нельзя перегружать лодку сверх нормы;
§ Нельзя пересекать курс моторных судов, близко находиться к ним;
§ Опасно подставлять борт лодки параллельно идущей волне;
§ Волну надо «резать» носом лодки поперёк или под углом;
§ Необходимо соблюдать осторожность на мелководье в незнакомых местах, следить за выступающими из воды предметами, а также расставленными сетями.
Маломерные суда имеют различные конструктивные формы, обводы и размеры корпуса, виды и количество двигателей, винтов, формы и площади рулей и другие элементы. В связи с этим судоводителю при управлении и маневрировании на конкретном судне необходимы знания маневренных элементов этого судна, а также достаточный опыт плавания и умение практически применять полученные знания. Только при этих условиях обеспечивается безопасность эксплуатации маломерного моторного судна.
Некоторые общие особенности управления маломерным судном, которые полезно знать и учитывать:
1. При движении против течения управлять судном значительно легче, чем при движении по течению. Это связано с тем, что под действием течения судно хорошо слушается руля даже на малом ходу;
2. При движении по течению судно слушается руля, если его скорость больше скорости течения;
3. При движении против течения поворот на обратный курс следует производить «из тихого течения» в сторону «быстрого течения», в этом случае более сильное течение быстро забрасывает нос в сторону обратного курса;
4. При следовании по течению поворот на обратный курс следует производить «из быстрого течения» в сторону «тихого течения». В этом случае большее течение более эффективно забрасывает корму в сторону противоположную повороту;
5. При наличии сильного бокового ветра поворот на обратный курс следует производить «на ветер», чтобы избежать навала судна на берег. Это правило особенно необходимо соблюдать при поворотах в узких участках.
Осипчук Николай Владимирович – старший государственный инспектор по маломерным судам Соболевского инспекторского участка
Центра ГИМС ГУ МЧС России по Камчатскому краю