preloader

язык

rus eng

ул. Советская, 23 с. Соболево, Камчатский край, 684200

События

Памятка по созданию информационно-просветительского контента, призванного содействовать реализацииантинаркотической политики и повышению уровня осведомленности граждан о рисках, связанных с потреблением наркотиков

07.05.2024

Памятка по созданию информационно-просветительского контента, призванного содействовать реализацииантинаркотической политики и повышению уровня осведомленности граждан о рисках, связанных с потреблением наркотиков

I. Источниковая база по созданию профилактического антинаркотического контента
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации.

3. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

5. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

6. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

7. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

9. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации».

10. Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров».

11. Указ Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. № 733 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года».

12. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

13. Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2023 г. № 358 «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации
на период до 2030 года».

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101 «Правила принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», распространение которых в Российской Федерации запрещено».

15. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. № 520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнихна период до 2025 года».

16. Конвенция о психотропных веществах 1971 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXV. М., 1981. С. 416-434.

17. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. // Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации. Вып. XLVII. М., 1994. С. 133–157.

18. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXIII. М., 1970. С. 105–136.

19. Международные стандарты профилактики употребления наркотиков. – UNODC, 2013. – 49 с.

20. Всемирный доклад о наркотиках за 2023 год (УНП ООН, Всемирный доклад о наркотиках за 2023 год. Издание Организации Объединенных Наций, 2023 год https://www.unodc.org/res/WDR-2023/WDR23_ExSum_Russian.pdf).

21. Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде на период до 2025 г., утвержденная Минпросвещения России 15 июня 2021 г.

22. Приказ МВД России от 3 марта 2023 г. № 114 «Об утверждении критериев оценки информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений, необходимой для принятия Министерством внутренних дел Российской Федерации решений, являющихся основаниями для включения доменных имен, указателей страниц сайтов в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской
Федерации запрещено, в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

II. Целевые, организационно-методические и содержательные требования по созданию антинаркотического информационно-просветительского контента

1. Антинаркотический информационно-просветительский контент должен быть направлен на:

формирование комплекса индивидуальных и групповых ценностей личности, а также устойчивых моделей поведения, которые способствуют сохранению и укреплению ее здоровья и безопасности (культуры безопасности);

актуализацию ресурсов личности и формирование у нее жизненных навыков, необходимых для здоровья и благополучия.

2. Основные задачи контента должны заключаться в просвещении целевой аудитории на доступном для их понимания уровне:
2.1. в области здоровьесбережения и здорового образа жизни, включая: формирование знаний о здоровье человека как состоянии полного физического, психического и социального благополучия; информирование о последствиях потребления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ;
выстраивание внутренней системы запретов их потребления, выработка жизненно важных навыков;

формирование у детей, подростков и молодежи личностных и социальнопсихологических навыков, необходимых для безопасного поведения (включая личную ответственность за свое поведение), в т.ч. направленных на снижение спроса на психоактивные вещества;

формирование устойчивости личности через оказание ей психологической поддержки, минимизацию факторов риска вовлеченности в потребление наркотиков и зависимое поведение, коррекцию психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости от наркотических средств и психотропных веществ;

2.2. ознакомление с основами российской антинаркотической политики и антинаркотического законодательства с целью формирования законопослушного поведения.

3. Важным является включение в информационно-просветительский контент всероссийской и региональной контактной информации для возможного самостоятельного обращения: телефоны «доверия», «горячая линия», социальные службы, органы внутренних дел, наркологическая служба.

4. При подготовке антинаркотических материалов необходимо использовать дифференцированный подход с учетом возрастных, социальных, образовательных и иных особенностей.

5 Основные целевые категории (группы) объектов профилактики:

лица в возрасте 7–11 лет;

лица в возрасте 12–16 лет;

лица в возрасте 17 лет–21 года / учебные коллективы (обучающиеся старших классов в возрасте 17–18 лет, студенты образовательных организаций среднего

профессионального и высшего профессионального образования, курсанты военных и военизированных образовательных организаций);

военнослужащие по призыву;

военнослужащие, проходящие военную службу по контракту;

трудовые коллективы;

родители/опекуны (беременные женщины, семьи с детьми раннего и дошкольного возраста до 6 лет);

лица, находящиеся в местах ограничения или лишения свободы; лица, потребляющие психоактивные вещества, в том числе пациенты организаций наркологического профиля.

5. Размещаемые материалы должны соответствовать следующим характеристикам: отражать наиболее актуальные для возрастного периода проблемы и способы их решения;

иметь четкое разделение приемлемого, законопослушного, перспективного образа жизни и неприемлемого, противозаконного,деструктивного образа жизни, связанного с потреблением наркотиков и/или участием в их незаконном обороте;

структура изложения должна начинаться с позитивных положений и завершатся пожеланием/императивом на позитив;

в тексте необходимо использовать простые грамматические формулировки и простую структуру построения предложений;

важным является приоритет однозначных утвердительных выражений как о позитивных, так и о негативных аспектах темы.

Нежелательно использовать вопросы и предложения со словом «подумать»; при подготовке визуальных носителей информации необходимо использовать поля контрастных цветов для противопоставления и разграничения позитивных и негативных информационных блоков;

наглядные примеры и факты о разрушительном воздействии наркотиков на здоровье человека и его окружение желательно обосновывать ссылками на авторитетные для целевой аудитории источники, что позволит значительно усилить профилактический эффект

В отношении молодежной аудитории подобная информация особенно важна, когда тема касается медийных личностей, популярных среди современных подростков и молодых людей.

6. Следует использовать разнообразные формы представления материала (текст, графика, аудио- и видео) и способы его преподнесения;


7. При подготовке содержательного наполнения контента рекомендуется привлекать к работе: специалистов, обладающих необходимыми компетенциями (врачей психиатров-наркологов, психологов, педагогов, юристов и т.п.); специалистов и волонтеров, имеющих успешную практику ведения здорового образа жизни. Не рекомендуется привлекать бывших наркозависимых лиц.