Яндекс.Метрика

Конституционный суд признал поправки в Конституцию России соответствующими Основному Закону

19.03.2020

Закон о поправках рассматривали 16 марта 14 судей высшего суда из 15. Среди авторов заключения отсутствует судья Константин Арановский. Ранее он заявлял, что Россия не должна считаться правопреемницей СССР.

Конституционный суд высказал своё мнение о поправках, которые бурно обсуждались в обществе и вызвали жаркие споры сторонников и противников изменений в главный закон страны. Конституционный суд ответил на все острые вопросы, которые вызвали эти поправки.

 

Новых и очень важных поправок много. Это положения о запрете на отчуждение части территории РФ, об исторически сложившемся государственном единстве страны, о почитании памяти защитников Отечества, о защите исторической правды, о русском языке как языке государствообразующего народа, о признании культуры уникальным народным наследием, о принятии мер по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности... И все эти поправки, как сказал суд, не могут расцениваться и применяться как «устанавливающие государственную или обязательную идеологию». Поправки не изменяют принципы плюралистической демократии и светского характера Российского государства, не вводят какие-либо ограничения прав и свобод человека и гражданина, недопустимых с точки зрения положений глав 1 и 2 Конституции.

 

Мы ни от чего не отказываемся. Статус РФ как правопреемника Союза ССР составляет неотъемлемую характеристику её суверенитета.

 

Вызвавшая столько споров упоминание о Боге, по мнению Конституционного суда, не вводит обязательность религиозных убеждений, а подчёркивает необходимость их учёта в государственной политике.

 

Положение о языке основано на объективном признании роли русского народа в образовании российской государственности и совсем не дискриминирует и не обижает другие народы.

 

Создание федеральных территорий не предполагает придания им статуса субъектов РФ и изменения федеративного состава страны.

 

Очень много внимания привлекли положения о семье и браке. Так вот, Конституционный суд подчеркнул, институты брака как союза мужчины и женщины, семьи, материнства, отцовства и детства обеспечивают непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа РФ. Государство не обязано признавать семьями отношения лиц одного пола, хотя это и не означает их дискриминацию, подчеркнул Конституционный суд.

 

Ответил суд и на поправки об индексации пенсий. Суд сказал, что гарантированная ежегодная индексация пенсий, пособий и выплат, взаимосвязь МРОТ с прожиточным минимумом, социальная поддержка граждан ориентированы на повышение благосостояния граждан и закрепляют функции социального государства.

 

По мнению высшего суда страны поправки соответствуют принципу разделения властей и другим основам конституционного строя. Эти изменения согласуются с принципами народовластия и федеративного устройства. Конституционный законодатель вправе устанавливать разные варианты регулирования деятельности органов государственной власти. Единственное требование – выбранный вариант должен соответствовать базовым положениям Конституции. Дефектов в предложенных поправках Конституционный суд не нашёл.

 

Наделение Совета Федерации и Президента РФ правом прекращать полномочия судей «в связи с компрометирующими обстоятельствами» допустимо и не предполагает немотивированности этой процедуры. Подробно всё это должен прописать федеральный конституционный закон.

 

О нашей независимости. Конституционный Суд РФ подчеркнул, что он наделён правом разрешать вопрос о возможности исполнения противоречащих Конституции решений межгосударственных органов и судов. Этот исключительный резервный механизм предназначен для выработки компромиссного и взаимоприемлемого варианта исполнения такого решения Российской Федерацией при неизменном обеспечении высшей юридической силы её Конституции. Такая функция призвана защитить государственный суверенитет, независимость и самостоятельность РФ. И она не предполагает отказ нашей страны от соблюдения самих международных договоров и выполнения международных обязательств.

 

Для высших должностных лиц РФ, депутатов, сенаторов, членов правительства, глав субъектов РФ, судей в поправках установлены дополнительные требования к гражданству и запрет хранить деньги в иностранных банках. Конституционный суд заявил, что такие требования направлены на защиту суверенитета Российской Федерации. В вопросе возрастного ценза высших чиновников, суд сказал – дополнительные требования обусловлены необходимостью наличия у претендента на высокую должность определённого жизненного опыта. Эти специальные условия обеспечивают выполнение гражданами наиболее значимых публичных функций. Для тех чиновников, чьи «параметры» вкладов и гражданства не подходят под поправки, высший суд заметил – россиянин вправе отказаться от гражданства иностранного государства, вида на жительство и закрыть счёт в иностранном банке, чтобы снять препятствие для занятия соответствующих публичных должностей.

 

Конституционный суд подчеркнул, вопрос о числе сроков, в течение которых одно лицо может занимать должность президента, может быть решён по-разному. В том числе и так, как в «законе о поправке». В главах 1, 2 и 9 Конституции нет положений, которые могли бы опровергнуть возможность реализации предлагаемых поправок. Базовые конституционные характеристики государства от этого пострадать не должны. В Конституции это гарантировано развитым парламентаризмом, реальной многопартийностью, наличием политической конкуренции, эффективной моделью разделения властей.

 

Поскольку изменения в Конституции РФ должны быть поддержаны голосованием россиян, возможность занимать должность президента больше двух сроков подряд возникнет только при поддержке народа. Это придаёт решению дополнительную конституционную легитимность. И в любом случае глава государства при избрании на новый срок должен будет получить поддержку граждан на конкурентных выборах.

 

В поправках в единую систему публичной власти введены органы местного самоуправления. По мнению Конституционного суда, это никак не отрицает их самостоятельности, не означает их прямого формирования органами государственной власти, а способствует конструктивному взаимодействию для наиболее эффективного решения общих задач во благо проживающих на соответствующей территории граждан.

 

Конституционный суд отметил, что общероссийское голосование усиливает конституционную законность вносимых поправок и отвечает принципу народовластия. А это одна из важнейших основ конституционного строя, и она является конституционно оправданным. Для тех, кто говорил о референдуме, Конституционный суд подчеркнул, речь идёт о внесении поправок, а не о принятии нового Основного Закона страны.

 

«Настоящее заключение незамедлительно направляется президенту Российской Федерации. Настоящее заключение окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами», – говорится в документе.

 

Напомним, 11 марта законопроект был принят Госдумой в третьем чтении и одобрен Советом Федерации. 12 числа его поддержали законодательные собрания всех 85 субъектов РФ. 14 марта Президент Владимир Путин подписал закон о поправке к Конституции о совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти. Общенародное голосование по поправкам пройдёт 22 апреля.

 Подробности на https://www.gazeta.ru/